Армения и новая администрация Белого дома: Визит Никола Пашиняна в США

Предыдущий визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в США состоялся в сентябре прошлого года. Тогда в Нью-Йорке он принял участие в 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Спустя полгода, в начале февраля Пашинян вместе с супругой Анной Акопян вновь посетил Соединённые Штаты Америки с пятидневным рабочим визитом. В ходе визита он принял участие в 5-м ежегодном Саммите по международной религиозной свободе в Вашингтоне, а также в закрытом «Национальном молитвенном завтраке» и ряде личных встреч с конгрессменами, сенаторами, вице-президентом Д. Вэнсом, а также встречу с представителями армянской общины США. 

Визит проходил после американских выборов и инаугурации Дональда Трампа, когда новая администрация Белого дома постепенно включается в работу, поэтому визит должен был сыграть большую роль в налаживании отношений между двумя государствами с обновленной партией Республиканцев во главе. 

Именно поэтому Никол Пашинян проводя встречу с представителями Сената и Конгресса США: сенатором Роджером Уикером (Республиканская партия), конгрессменом Энди Харрисом (Республиканская партия), конгрессменом Фрэнком Паллоне (Демократическая партия) и конгрессменом Ричардом Хадсоном (Республиканская партия), сделал упор на республиканцев, но не забыв и про давнего друга Армении, демократа Паллоне. О ходе встречи мало что известно, в пресс-релизе лишь указано стандартное дружеское: “Были обсуждены перспективы развития стратегического партнерства между Арменией и США”.

Помимо этого Пашинян в Вашингтоне провел встречу с президентом Международного республиканского института (IRI) Дэниелом Твинингом и провел встречу с представителями правоконсервативного американского фонда стратегических исследований Heritage. Данный фонд оказывает значительное влияние на формирование государственной политики США. Это одна из самых влиятельных консервативных организаций государственной политики в Соединённых Штатах. Текущим проектом фонда является Проект 2025, направленный на реформирование федерального правительства, чем занята нынешняя администрация Белого дома.

Интересным видится и прием организованный иудейско-армянским альянском «Save Armenia», где присутствовал и выступил с речью премьер-министр:

Организация Save Armenia — уникальная коалиция христиан и иудеев, которая отказывается позволить агрессии Азербайджана против Армении остаться безнаказанной. Она считает Армению восточным форпостом западного мира, что имеет как религиозное значение, так и стратегическую ценность для Соединенных Штатов, Израиля и других западных союзников. В перспективе того, что у новой администрации очень тесные связи с гос-вом Израиль и еврейской общиной, такого рода сотрудничество могло бы быть очень плодотворным для всех заинтересованных. 

В Вашингтоне премьер-министр посетил Атлантический совет, где выступил с открытой речью в которой рассказал о стремлении Республики Армения к миру в регионе, нормализации отношений с соседями и стремлении к демократии. Там же он ответил на вопросы старшего директора Евразийского центра Атлантического совета, бывшего посла США в Узбекистане и Украине Джона Хёрбста. 

Пару интересных издержек из открытой стенограммы:

Джон Хёрбст: Господин премьер-министр, благодарю Вас за эту содержательную речь. Я хочу спросить: почему Вы так решительно настроены на мир с Азербайджаном? Но я хотел бы задать еще один вопрос. Я думаю, Вы убедительно обосновали свой путь к миру, но легко ли было убедить народ Армении следовать по этому пути?

Никол Пашинян: Мир – единственный надежный инструмент безопасности и процветания. Демократия невозможна в условиях войны. В Армении люди обсуждают, каким образом можно обеспечить безопасность, и в силу исторических факторов люди в Армении не очень оптимистично настроены в отношении повестки мира., но наш ответ заключается в том, что без мира это невозможно. Гарантия успеха – упорный труд, креативность и активность. Этот процесс важен не только для Армении, но и для всего региона и международного сообщества. Мы воспринимаем его как вклад в глобальную стабильность и надеемся на поддержку международных партнеров.

Джон Хёрбст: Спасибо. Вы сказали, что в ходе переговоров с Азербайджаном вы достигли согласия по 15 из 17 пунктов мирного договора. Что касается двух пунктов, то по ним согласия пока нет. Буду искренним, но при этом, соблюдая дипломатическую этику, я считаю, что переговоры будут длиться долго, если власти Баку не будут заинтересованы в мире, который был бы победой для обеих сторон. Как подходит к этому вопросу ваше правительство? Скажите, пожалуйста, о тех двух пунктах, по которым еще предстоит достичь согласия, и о перспективах достижения соглашения.

Никол Пашинян: Один из пунктов касается размещения третьих сил вдоль границы Армении и Азербайджана. Азербайджан предлагает запретить размещение третьих сил вдоль границы, подразумевая Европейскую гражданскую наблюдательную миссию. Мы приняли к сведению это пожелание Азербайджана и выступили со своим предложением, которое подразумевает применение этого пункта только на тех участках границы, где проведена делимитация. Т.е. если мы провели делимитацию данной территории, это означает, что там не должно быть никаких сил третьей стороны. Мы представили наше предложение в письменном виде и ждем ответа со стороны Азербайджана.

Следующий пункт касается исков, поданных друг против друга в правовых структурах. Идея состоит в том, чтобы все эти иски были отозваны. В целом мы тоже не против этой идеи, но наше предложение заключается не только в том, чтобы отозвать эти иски, но и в том, чтобы не поднимать эти вопросы также в рамках двусторонних отношений. В противном случае может возникнуть странная ситуация, когда, например, какой-то иск отзывается из международного суда, но одна из сторон пытается вынести этот вопрос на обсуждение в двусторонних отношениях, и одна из сторон может использовать этот вопрос для провоцирования эскалации. В этом случае уже будет невозможно подать иск по этому вопросу в международные инстанции. Мы тоже не против этой идеи. Мы предлагаем положить конец дальнейшим обсуждениям конфликтных вопросов и открыть новую эру двусторонних отношений, начав с новой и чистой страницы.

Если вы заметили, это означает, что все важные вопросы проекта мирного договора уже согласованы. В этом проекте были очень глубокие и чувствительные темы, но по всем этим вопросам уже есть согласие. Например, Армения и Азербайджан договорились признать территориальную целостность друг друга на основе границ Советской Армении и Советского Азербайджана.

Джон Хёрбст: Вы также признаете важность нормализации отношений с Турцией. В достижении этой цели есть явный прогресс, но он пока не реализован. Каковы перспективы нормализации отношений с Анкарой?

Никол Пашинян: Мы продолжаем и продолжим этот диалог. Я думаю, что Армения и Турция никогда не вели столь активный диалог, как сейчас. По сути, никаких препятствий для общения с Турцией нет, и мы находимся в контакте. Наши министры иностранных дел периодически встречаются и общаются, наши представители находятся в контакте, мы работаем очень активно, и есть общее понимание того, что нужно сделать. Но, конечно, есть некоторые нюансы и нужны какие-то последние шаги для достижения реального результата. Мы надеемся, что очень скоро результат будет достигнут.

Начиная с 2021 года, в Вашингтоне ежегодно проводится Международный саммит по религиозной свободе (IRF Summit). Это одна из крупнейших в мире платформ, посвященных вопросам религиозной свободы, в этом году премьер-министр Пашинян (единственный присутствующий глава государства) принял там участие, в ходе которого выступил с речью и ответил на вопросы спикера Дэвидa Карри:

Дэвид Карри: Спасибо, господин премьер-министр, за участие в этом мероприятии, для нас это большая честь. Самый важный вопрос сегодня заключается в том, как достичь мира в сложном регионе, в котором Вы живете. Хочу поздравить Вас с инициативой «Перекресток мира». Расскажите, пожалуйста, какое перспективы имеет инициатива «Перекресток мира»?

Никол Пашинян: Спасибо еще раз. Это действительно хорошая возможность и большая честь. Да, мы инициировали проект, который мы назвали «Перекресток мира». Речь идет, прежде всего, об открытии наших региональных коммуникаций, но речь не только о коммуникациях, поскольку если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения религиозной толерантности, то это касается и контактов между людьми, потому что когда открыты транспортные коммуникации, это, прежде всего, является возможностью для людей общаться друг с другом. Это решающий фактор для стабильного и прочного мира. Это открытое предложение, адресованное странам нашего региона, и, конечно, мы работаем с каждой из них, чтобы воплотить этот проект в жизнь.

Дэвид Карри: Это замечательно. На протяжении тысячелетий Армения находилась на перекрестке авраамических религий. Выходя за рамки экономики, каким образом Армения может в культурном плане стать частью межконфессионального диалога между мусульманами, христианами, иудеями и представителями других вероисповеданий?

Никол Пашинян: В нашей стране есть разные религиозные общины. Конечно, в нашей стране нет никакой напряженности между религиозными общинами. Конечно, как и всюду, есть определенные силы, которые извне пытаются предпринимать провокационные шаги, но наши институты успешно реагируют на них, никому не позволяя сеять напряженность между религиозными общинами.

В нашей стране происходит настоящий диалог. У нас проживает самая большая в мире община езидов, и эта община является очень важной частью национального наследия нашей страны. Конечно, мы с большим уважением относимся к мусульманам, иудеям и другим религиозным группам. Крупнейшей религиозной организацией в Армении является Армянская Апостольская церковь, но у нас есть также Армянская Католическая церковь и другие церкви. Для нас это очень важная традиция.

Дэвид Карри: Уже много лет, как Армения перешла от статуса части империи к статусу независимого государства. Как армянский народ воспринял в эмоциональном плане тот факт, что он стал по-настоящему независимым государством, оставаясь при этом взаимосвязанным с остальным регионом?

Никол Пашинян: Это действительно очень важный вопрос. Сейчас мы пытаемся привить нашему народу идеи государственности и независимости. Потому что, Вы правы, это совершенно разные вещи, когда ты гражданин империи и когда ты гражданин независимого и демократического государства. На протяжении долгого времени, нескольких столетий, Армения не имела независимой государственности, а 30 лет назад мы начали строить свою независимость, и сейчас находимся в процессе создания стабильной демократии. Это нелегкий, но чрезвычайно важный путь. Однако мы делаем это, как я уже сказал, мы являемся развивающейся демократией, что показывает, что у демократии в Армении большое будущее.

Дэвид Карри: За кулисами у нас был короткий разговор, и я узнал, что Вы любите кататься на велосипеде, как и я сам много лет назад. Я бывал в Армении несколько раз, видел эту прекрасную страну и даже видел спорные территории, где в последние годы произошли трагические события. Я хотел бы видеть Армению местом отдыха, куда приезжали бы люди… Как Вы думаете, какое будущее ждет Армению, станет ли она когда-нибудь привлекательной страной для путешествий?

Никол Пашинян: Да, конечно. Кстати, мы работаем над организацией профессионального турнира [по велоспорту], возможно, он будет называться «Путешествие в Армению»․․.

Дэвид Карри: Смогу ли я получить гонорар?

Никол Пашинян: Да, конечно. Но организация профессионального турнира займет время, возможно, несколько лет, поэтому мы решили организовать в этом году любительскую велогонку с юга на север Армении, и я приглашаю всех вас принять в ней участие. Это будет прекрасная возможность увидеть прекрасную природу Республики Армения, и мы хотели бы видеть всех вас в нашей стране.

Дэвид Карри: Спасибо за участие в этом мероприятии. Ваше участие означает, что Вы верите в религиозную свободу, в то, что каждый имеет право исповедовать свою религию. Каким будет Ваше заключительный посыл этим людям, у которых разное вероисповедания, но они верят, что люди имеют право исповедовать веру, исходящую от их сердец. Что бы Вы сказали, чтобы их подбодрить?

Никол Пашинян: Для меня очень важны ценности Священного Писания, Нового Завета, и начало моей политической деятельности было основано на этом. Когда я находился в тюрьме в качестве политзаключенного, именно Библия была той силой, которая помогла мне преодолеть это испытание. Конечно, для меня очень важно руководствоваться Библией, в частности Новым Заветом, в том, как вести себя в повседневной работе.

Конечно, это нелегко, особенно в политике, но мы стараемся проводить политику, основанную на ценностях, будь то внутренняя политика, экономическая политика или внешняя политика. Для этого очень важны религиозная толерантность и свобода. Очень трудно представить демократию без религиозной свободы. Таким образом, мы видим Армению как демократическую страну, настоящую демократическую страну с активным политическим диалогом, региональным диалогом, диалогом с разными людьми, странами и цивилизациями.

Мы будем работать над тем, чтобы сделать Армению очень светлым местом для разных людей, чтобы они могли приезжать, вести диалог, кататься на велосипеде, наслаждаться природой, едой и посещать наши святыни. Нашим религиозным центром является Эчмиадзин, и, как я уже сказал, в 301 году армянский царь принял христианство в качестве государственной религии, и это стало первым случаем, когда какая-либо страна приняла бы христианство в качестве государственной религии. Все места, связанные с этим событием, находятся в Армении, это святыни, и я приглашаю посетить их, также и Хор Вирап, где как христианин был заключен наш первый патриарх, который подвергался гонениям, но спустя некоторое время царь понял, что христианство — лучшая религия, и принял соответствующее решение. Так что я приглашаю вас всех посетить все святыни и приобщиться к этой очень богатой и важной истории.

Закончился визит встречей в Белом доме, где состоялась встреча премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна с вице-президентом Соединенных Штатов Америки Джеймсом Дэвидом Вэнсом. В ходе встречи были обсуждены вопросы двусторонних отношений Армения-США, а также региональной повестки дня.

Оглядываясь на все вышеупомянутые встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна, можно сделать уверенный вывод, что визит в США, в Вашингтон имел основную цель: Понять, продолжит ли администрация нового президента США Дональда Трампа оказывать Армении политическую поддержку, которую она получала от бывшей администрации Байдена при которой в январе этого года был подписан договор о стратегическом партнерстве.

Однако насколько успешно был налажен контакт и общение при визите, остаётся вопросом спорным, ведь для решения таких важных дел в непростое переменчивое время, требуются встречи с людьми принимающими политические решения, такими как например: президент, гос. секретарь, советник президента по безопасности, Госдепартамент, Пентагон или разведка. Или хотя бы встречи со спикером Палаты представителей и лидером большинства в Сенате, которые хоть и не принимают решения, но влияют на них. Вице-президент Д. Вэнс, к сожалению, вряд-ли сыграет большую роль напрямую для принятия тех или иных решений или для получения тех или иных ответов по политическом теме [о чём красноречиво говорят эмоции на лице последнего на взаимной фотографии с Николом Пашиняном]. 

Однако остаётся надеяться на лучшее и что сей визит, даже если не помог решить определённые дела здесь и сейчас, то хотя бы создал более прочную почву для последующих переговоров между двумя государствами. 

 

Источники:

Add Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *